Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Пресс-центр

Роль БПЛА в современной войне. Стальные соколы

01.08.2022

Количество просмотров: 50

Россия всегда славилась своими учеными и авиаконструкторами, такими как Жуковский Н.Е., Туполев А.Н. и многие другие. Вклад, который привнесла Россия в авиаиндустрию, неоценим и навсегда будет в истории авиастроения. К сожалению, сегодня существует серьезная проблема отсутствия мотивации и условий к популяризации профессий технического профиля среди детей и молодежи, что в свою очередь ведет к деградации промышленного и производственного потенциала страны в секторе моделирования и авиаконструирования. Основой для развития сектора станет - создание системы непрерывной подготовки будущих инженерных кадров, обладающих знаниями и профессиональными компетенциями для развития приоритетных направлений отечественной науки и техники.

Сейчас в России существует потребность в отечественных БПЛА и, самое важное, в специалистах, имеющих навыки управления. В связи с вызовами, возникшими перед нашей страной, многократно возросла необходимость в создании интерактивного образовательного пространства для вовлечения детей и молодежи в научную и инженерную культуру, которая будет базироваться на принципах патриотизма, инновационности, качества технологий и доступности для массового потребителя.



2022 год стал показательным в оценке уровня развития сферы технического моделирования и авиаконструирования в России. Проведение СВО и многие новые вызовы, возникшие перед нашей страной, из-за действий недружественных стран, выявили огромный дефицит в отечественных разработках такой продукции, как беспилотные летательные аппараты различного назначения. Более 90% российского рынка БПЛА заполнены зарубежными товарами данного типа, а отечественные разработки в основе имеют иностранные комплектующие, либо находятся на стадии прототипа. По словам одного из ведущих специалистов по БПЛА в России Владимира Зобнина (сооснователя и главного конструктора стартапа «АСГА—Альтернативные Системы Гражданской Авиации»): «Беспилотники, используемые в российском АПК, являются преимущественно зарубежными. Отечественные компании, производящие такую технику серийно, мне неизвестны». Это говорит о малом внимании на данную сферу производственного комплекса.


Что касается специалистов, имеющих необходимые навыки и знания по конструированию, моделирования и разработке БПЛА, в том числе подготовка таких кадров с юных лет, то на сегодняшний день вся система образования выстроена так, что не позволяет молодежи получать качественную информацию о технических профессиях.

Из-за устарелых принципов образования в стране, в настоящее время дети и молодежь крайне мало знают о сути и содержании профессиональной деятельности, о требованиях к техническим профессиям и навыках необходимых для специалистов. Но в то же время есть и проблема отсутствия понимания своих основных психофизиологических возможностей, а также не способность молодежи сопоставить свои предпочтения с реальными способностями.


За последние 15 лет уровень развития информационных и инженерных технологий позволяет применять БПЛА в достаточно широком списке видов деятельности, с применением таких функций как аэрофотосъемка, видеонаблюдение, отслеживание изменения тепловых и магнитных полей, радиотехническая разведка, транспортировка грузов, почтовая деятельность, военно-промышленное обеспечение, обеспечение безопасности, проведение показательных шоу, спортивные соревнования. Современные боевые действия, в том числе в процессе проведения СВО, не обходятся без массового применения БПЛА. Для всех типов БПЛА и сфер их применения необходимы не только разработчики, но и большое количество операторов, умеющих профессионально пилотировать и качественно использовать параметры того или иного аппарата. К сожалению, более 95% детей и молодежи никогда не пробовали управлять каким-либо видом БПЛА, по причине их дороговизны и отсутствия учебных центров по пилотированию.

Актуальность проблемы привлечения молодежи к техническим профессиям основана на отсутствии привлекательности и престижности, возможностям по трудоустройству, условий для реализации потенциала творческой личности. Кроме того, актуальность темы обусловлена тем фактом, что процесс омоложения кадров в производственном и техническом секторе идет крайне медленно. Выпускники образовательных организаций зачастую выбирают работу не в соответствии с полученным дипломом либо реальным интересом человека, что зависит от многих объективных и субъективных причин.

Для того, чтобы оценить текущие знания по БПЛА у детей и подростков Новосибирской области, команда проекта провела опрос, с помощью которого выяснилось, что только 3% (11 чел.) из общего числа опрошенных имеют у себя в пользовании небольшие БПЛА (самые простые и дешевые). На основании ответов более чем 250 чел., стало понятно, что учебный процесс в образовательных учреждениях Новосибирской области почти полностью исключает возможность изучения технических профессий, в том числе программное моделирование и конструирование. Опрос также выявил огромный интерес целевой аудитории проекта к получению знаний и навыков создания и пилотирования БПЛА.


Одним из путей решения указанных выше проблем, на наш взгляд, это реализация Образовательного проекта «Стальные соколы» (пилотный проект НГКО), который является специальной системой работы с учащимися, который предполагает вовлечение заинтересованных и неопределившихся учеников в систему мероприятий по ознакомлению с особенностями технических профессий на примере конструктора-моделиста, 3D разработчика, оператора БПЛА. В рамках проекта у участников будет развиваться критическое мышление, аналитическое мышление, креативное мышление благодаря сетевой коммуникации со специалистами разных технических профессий. Проект преследует достижение главной цели - создания условий для профессионального самоопределения учащихся Новосибирской области и формирования них интереса к техническим профессиям.

Образовательный проект «Стальные соколы» направлен на работу с детьми и подростками, возрастом 12-18 лет, для формирования у них, научного мировоззрения, освоения методов научного познания мира, развития исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся. Проект преследует цель — изменить подход к обучению детей, а именно: внедрить в образовательный процесс исследовательскую и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков hard skills («твердые» навыки) и soft skills («мягкие» навыки), что в последствии приведет к созданию готовых авиамоделей разного целевого назначения, в том числе в военно-промышленном секторе.



Проект планируется реализовать в три этапа: 1- Информирование, подготовка мастерской проекта; 2- Проведение 12-и уроков, по направлениям: основы FPV пилотирования, основы технических знаний, основы полетов, практические полеты на симуляторе, 3Д моделирование, конструирование; 3- Турнир по FPV пилотированию.

В рамках проекта у более 200 участников сформируется правильное понимание направленности технологий проектирования, моделирования и использования беспилотных летательных аппаратов, а также все участники получат знания и навыки использования универсальных инструментов для решения любых инженерных и творческих задач. Проект сможет создаст условия для систематической подготовки операторов БПЛА, и позволит повысить вовлеченность молодежи в научную и техническую сферы.