Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Пресс-центр

Какую память оставили о себе казаки в Новосибирской области?

24.07.2022

Количество просмотров: 63

«Граница породила казачество, а казаки создали Россию». /Л.Н. Толстой/ Эта статья была написана как историческая справка о наличии в Новосибирской области мест, связанных с историей казачества и самобытной казачьей культурой, для возможной разработки культурно-познавательных туристических маршрутов по этим местам. На территории современной Новосибирской области на момент упразднения большевиками в 1920 году сословий и казачьих войск, земель и объектов, принадлежащих Сибирскому казачьему войску, не было, тем не менее, в истории области есть многое, так или иначе связанное с казачеством. Все объекты, напоминающие о жизнедеятельности казаков в пределах Новосибирской области, относятся к трём основным временным периодам: период первых случаев проникновения русских на сопредельные земли (с конца XVI в.); период охраны беломестными казаками Московско-Сибирского тракта и территорий, ныне находящихся в границах Новосибирской области, посредством строительства острогов, а так же освоения верхнего Приобья (XVII – начало XVIII вв.); период не связанный с существованием Сибирского казачьего войска, но с жизнедеятельностью сибирских казаков и казаков других казачьих войск бывшей Российской Империи и их прямых потомков на территории Новосибирска и Новосибирской области в советские времена и в современности (XX – XXI вв.). * * * Сведения о проникновении партии казаков-ермаковцев в пределы территории будущей Новосибирской области носят недостоверный легендарный характер, но документально подтверждены следующие факты: В 1598 году, товарищ главного Тарского воеводы Степана Кузьмина, сменившего воеводу Елецкого, Андрей Воейков, понуждаемый настояниями из Москвы «идти в поход на Кучума царя и воевать волости, которыя Государю – Царю и Великому Князю Борису Фёдоровичу всея Руси не послушны и ясака на Тару не дают» – во главе более чем 400 человек разного звания казаков, литвы и частью служилых татар, 4-го августа «на спех» отправился Барабинской степью на реку Обь, где по слухам находился сам Кучум с наиболее преданными своими сподвижниками. Ловя «языков» и разоряя встречавшихся на пути непокорных татар – сторонников Кучума, Воейков, на 16 день пути (пройдя более 600 вёрст), ранним утром на «солнце-всходе» неожиданно накрыл лагерь давно искомого противника. Завязалась упорная битва, длившаяся до полудня «и Божией милостию и государственным счастием» Кучум царь был, наконец, побит, а дети его царевичи и царицы пойманы. Из именных списков пленников, присланных Воейковым в Москву видно, что в плен захвачена была почти вся семья Кучумова: 5 царевичей (в том числе старший его сын Асманак-царевич), 8 цариц Кучумовых жён, 8 царских дочерей; жена, сын и дочь уцелевшего от погрома царевича Алки и жена другого царевича Каная, не считая множества других знатных и незнатных мурз, аталыков и простых людей. Убито было в этой свалке более 20 князей и мурз, пять аталыков и в числе их тесть Кучума, три царевича, брат Кучума, 150 простых служилых людей, да во время бегства до 100 человек, спасавшихся от преследования татар, потонули в р. Оби, а 50 человек конных, кинувшихся было на утёк, были настигнуты казаками и все перебиты. Разгром войск хана Кучума – единственное документально подтверждённое сражение на территории Новосибирской области (не считая сражений Гражданской войны). В советский период место битвы было затоплено Новосибирским водохранилищем, и находится теперь где-то напротив Быстровки, у острова Елбань - там было устье реки Ирмень. В бытность начальником отдела археологии Центра по охране историко-культурного наследия Новосибирской области С.В. Колонцов утверждал, что в устье Ирмени еще до затопления находили обрывки кольчуг и наконечники стрел. Ленинградский археолог Грязнов, когда обследовал этот район, отмечал наличие крупных курганов в этом месте – возможно, это были братские захоронения той битвы. Но раскопки проведены не были – шла комсомольская стройка, которая была важнее истории. Под воду тогда ушло 72 нанесённых на карту археологических объекта. Тем не менее, место разгрома хана Кучума изображалось на советских туристических картах Новосибирской области как достопримечательность. В память об этих событиях в 1993 году юные моряки (кружок «Юный моряк» НВПО «МГИВ» – ныне это одноимённая НКО) из Новосибирска установили в месте впадения р. Ирмени в Новосибирское водохранилище поклонный крест во время проведения шлюпочного похода «Аргонавты Сибири». Летом 1998 года новосибирские казаки, в память 400-летия исторического события, совершили конный поход по предполагаемому маршруту дружины Андрея Воейкова протяженностью около 1000 километров, который закончился мемориальными мероприятиями близ современного устья реки Ирмени. Там был установлен закладной камень, но на другом правом берегу, и дорога к тому месту до сих пор отсутствует. По инициативе руководителя центра дополнительного образования Сибирского Кадетского Корпуса А.М. Некрасова и новосибирских казаков в моём лице и при поддержке в то время начальника Управления по охране историко-культурного наследия НСО А.В. Кошелева начались работы по созданию на этом месте мемориального комплекса. К работе подключились местный муниципалитет и ряд предпринимателей. Благодаря их усилиям комплекс был построен. Летом 2014 года мемориальный комплекс был торжественно открыт. Юные моряки клуба «Норд-Ост» и молодые казаки учебной сотни «Казачья застава» участвовали в открытии. Они первыми совершили на двух шлюпках плавание под парусом и на вёслах по маршруту от ОбьГЭСа до Новопичугово, к новому мемориалу, и обратно. «Сверхмалый», как его в шутку прозвали участники, поход занял 4 дня с ночлегами на Боровских и Пичуговских островах. В наше время это место является символом славы русского оружия и посещается регулярно воспитанниками различных патриотических молодежных объединений, активистами общественных организаций и просто туристами-краеведами. * * * Отчасти повинуясь государственной политике, отчасти следуя собственным экономическим интересам, сибирские казаки, а под этим именем к началу XVIII столетия уже стали объединяться служилые люди разных списков и разрядов, стали активно продвигаться в верхнее Приобье. Движение это происходило почти одновременно из Томска и Кузнецка. В 1702 году отряд служилых людей, посланный из Томска, поднялся на дощаниках до устья рек Умревы и Ояша, чтобы «приискать» место для нового укрепления. На следующий год здесь был воздвигнут Умревинский острог. Руководил этой экспедицией Алексей Круглик, позднее ставший приказчиком этого острога. По всей видимости, небольшой казачий гарнизон был здесь только в начальный период его существования. Во всяком случае, в описании Томского уезда за 1734 год Г.Ф. Миллер заметил: «Он [острог] состоит из четырехугольного палисада с двумя башнями и церкви Трех Святителей. Без артиллерии и гарнизона». Есть сведения, что на службу в Умревинский острог присылались служилые люди из Чаусского острога. Чаусский острог был заложен 29 июня 1713 года отрядом служилых людей под руководством томского дворянина Дмитрия Лаврентьева. Острог был заложен на месте уже существовавшей деревни Анисимовой на реке Чаус, недалеко от её впадения в Обь. Последующие три года Дмитрий Лаврентьев оставался приказчиком острога. За это время острог был полностью отстроен. Внутри острога находился двор приказчика, казенная изба с сенями, двор для скота, клеть с подклетью, горница, подвал с выходом у сторожевых ворот, баня с предбанником, у выездных ворот караульная изба, амбар для хранения боеприпасов, погреб и другие сооружения. Позднее была построена судная изба для администрации. Чаусский острог изначально занимал выгодное стратегическое положение, находясь на Тарско-Томском участке дороги, и строился как будущий крупный административный центр. Постройкой такого крупного острога, как Чаусский, томское начальство твердо закрепляло за собой эту часть верхнего Приобья, а так же устанавливало надежный контроль над участком дороги, проходившей через Барабинскую лесостепь, которая, в свою очередь, так же закреплялась за Россией. Чаусский острог становится центром самого крупного земледельческого района в Приобье в XVIII веке. Вскоре за острогом выросла слобода, в которой в 1721 году проживало около 150 человек, не считая гарнизона в 30 казаков. С продолжением русско-джунгарского противостояния к 1731 году численность гарнизона возрастает до 120 казаков. Есть описание, сделанное в 1734-41 гг. Г.Ф. Миллером, по которому: «Чаусский острог, на северо-западном берегу реки Чаус, впадающей в Обь с запада, в 6 верстах от её впадения и в 223 верстах от Томска по тракту. Он построен в 1713 г. четырехугольным по образцу Томской крепости, с двумя воротами и шестью сторожевыми башнями, которые снабжены артиллерией из медной двухфунтовой, двух чугунных двухфунтовых и двух чугунных однофунтовых пушек. В остроге есть церковь посвященная Илье-пророку, изба приказчика, судная изба вместе с амбарами. Вокруг протянут ров, вокруг которого ещё установлены рогатины и надолбы. Вне укрепления находятся частные дома, жители которых являются беломестными казаками и служат острогу гарнизоном». По росписи Чаусского острога за 1759 г. количество казаков составляло 300 человек при 4 сотниках. Караульная служба велась не только на территории острога, но и за его пределами. Около городовых передних ворот находилась специальная караульная изба. Постоянный караул острога составляли 4 казака, 64 казака были в карауле у казенных судов, стоящих на р. Чаус, 30 казаков — в карауле на удаленном Бурлинском соляном озере и один казак охранял артиллерию острога. Оповещение «тревоги» выполнялось колотушками по доскам, подвешенным возле караульных изб. Академик П.С. Паллас, побывавший здесь в 1773 году, отметил, что укрепления острога сгнили и разрушались. Служилых людей в остроге уже не было. В наше время о бытности казаков в Колыванском районе Новосибирской области напоминает лишь один топоним – остров Казачий на Оби напротив устья Чауса. Почти одновременно с основанием Умревинского и Чауского острогов на месте будущего Новосибирска возникла деревня Кривощёковская, основанная казаком Кузнецкого острога Федором Кринициным по прозвищу «Кривощек». Сам Фёдор Кривощек не задержался здесь: в 1716 году он уже жил в новой Кривощёковской деревне — выше по Оби, близ современного Барнаула. В 1717 году по распоряжению кузнецких властей на месте второй Кривощёковской деревни соорудили крепость, получившую название Белоярская. По вопросам заселения бассейна реки Берди столкнулись административные интересы Томска и Кузнецка. Томские власти считали заселение мало желательным из-за большой удаленности и затрудненного контроля. Кузнецкие же наоборот были заинтересованы в освоении новых мест и расширении границ уезда. На реке Бердь оседали самовольные переселенцы «пришлые и гулящие люди». Военная опасность от набега кочевников и пушной промысел заставляли их вооружаться. Томские власти считали это нежелательным и поэтому в 1715 году по приказу Томской канцелярии на Бердь отправляются дети боярские Федор и Дмитрий Лаврентьевы, Чаусский приказчик Иван Цыдурин со служилыми людьми. Они отобрали у бердских поселенцев 23 ружья и увезли в Томск. Тогда с прошением о помощи и просьбой принять освоенный край в свое ведомство, бердские крестьяне обращаются к кузнецкому коменданту Б. Синявину. О закладке в это время острога Ю.С. Булыгин приводит данные экстракта кузнецкой канцелярии за 1734 год «Бердский острог построен в 1717 году по прошению в прошлом 715 году в бытность в Кузнецку полковника и воеводы Бориса Синявина и по поданной челобитной пришлых разных городов людей для поселения жительства». По описаниям Г.Ф. Миллера, относящимся к 1734 году, «Бердский острог был построен в 1717 году по прошению многих новых переселенцев которые прибыли сюда до этого из различных мест, чтобы поселиться здесь, на Оби и Берди, надолго. От Кузнецка досюда по сухопутной дороге, которая, однако, проложена с некоторыми отклонениями, 380 верст. Соединение обеих рек, которые окружают острог с двух сторон, делает необходимым укрепление лишь одной трети его окружности, и стена, состоящая из бревен и кольев, проведена в виде дуги от Оби до Берди. За стеной есть еще ров с поставленными вокруг рогатками и надолбами. Жилые дома вместе с публичными зданиями: церковью Сретения Богородицы, домом приказчика, судной избой и амбарами все находятся внутри острога. Гарнизон состоит из беломестных казаков, которые из артиллерии имеют лишь одну трехфунтовую железную пушку». На сегодняшний день о тех событиях истории Сибири и казачества напоминают в основном топонимы: на месте Каинского острога вырос город Куйбышев, место Убинского острога неизвестно, форпост Каргат стал современным населённым пунктом, место Чаусского острога частично застроено, а Бердского полностью затоплено водами Новосибирского водохранилища. Единственное место, которое сохранило черты прошлого – место Умревинского острога в Мошковском районе Новосибирской области. Там много лет проводятся новосибирскими учёными археологические раскопки. В 1999 году я обратился к властям с предложением заново отстроить казачий острог, для открытия на этом месте культурно-этнографического и туристического центра, а также летнего лагеря для казачьей молодёжи. Предложение было отчасти поддержано и по инициативе С.В. Колонцова к 300-летию основания начались работы по строительству юго-западной башни. После проведения летом 2003 года торжественных мероприятий, работы более не возобновлялись. Уже по моей собственной инициативе в 2005 году, по согласованию с областными и местными властями, новосибирские казаки и воспитанники православного казачьего лагеря «Сибирская застава» перенесли на место острога часовню, освященную во имя Спаса Ярое око. Эта часовня была построена ещё в 1998 году депутатом Государственной Думы Е.Ю. Логиновым по случаю повторения новосибирскими казаками похода дружины Воейкова (400-летие разгрома Кучума), но по стечению обстоятельств была построена выше по течению Оби на несколько километров. В последующие годы я с казаками и своими воспитанниками, при самом деятельном участии священника Дмитрия Полушина, старались поддерживать интерес властей и общества к этой теме. Сделали много: заменили купол часовни на более качественный, улучшили рекреационную зону близ острога, возили туда гостей, участвовали в праздниках и пр. Так летом 2006 года был апробирован туристический маршрут выходного дня в рамках проекта «Струги Ермака», поддержанного грантом Администрации Новосибирской области. На протяжении маршрута минимум за два ходовых дня (можно и дольше) участники могли спуститься на деревянном судне от пристани в городе Новосибирске к устью реки Чауса к острову Казачьему. Так как на месте бывшего Чауского острога в наше время ничего нет, и раскопок не ведётся, была организована экскурсия в Колыванский краеведческий музей. Далее походники спустились к Умревинскому острогу, отслужили молебен в часовне и уже автомобильным транспортом вернулись назад. Маршрут оказался весьма интересным, но проект дальнейшего продолжения не получил из-за полного отсутствия в этих местах туристической инфраструктуры. В январе 2016 года стало известно, что Умревинский острог получил статус охраняемого памятника федерального значения, и, следовательно, никаких работ по созданию в его зоне современного действующего центра больше не будет. Мой интерес к этой площадке пропал окончательно. В 2016 году состоялись торжества по случаю 300-летия основания Бердского острога. К тому времени городе Бердске уже много лет успешно развивался Бердский казачий кадетский корпус имени Героя России Олега Куянова. В помещении корпуса есть собственный действующий музей, посвященный истории казачества, прежде всего сибирского. Группа энтузиастов много лет просила власти согласовать вопрос о строительстве в Бердске стилизованного под острог туристического объекта, но их голос не был услышан. Строительством такого объекта в частном порядке занимался казак Н.И. Шевчук, но в итоге получилась лишь добротная заимка. С 2015 года по 2022 год на средства бизнесмена Александра Илющенко строился туристическо-культурный центр «Бердский острог». Комплекс построен из кедрача на берегу Бердского залива между яхт-клубом «Роял Марин» и парком семейного отдыха «Ремикс» и занимает 2,5 га. Эти деревянные строения центра, стилизованные под старину, хорошо просматриваются при въезде в Бердск. И в то же время комплекс не является точным воспроизведением исторических сооружений. На территории туристическо-культурного центра «Бердский острог» находится 15 сооружений: надвратная и угловые башни, врата, три крестьянских избы, кузница, конюшня, дом приказчика, храм, колокольня, трапезная. В ознаменование 300-летия основания Бердского острога молодые казаки учебной сотни «Казачья застава» совершили сверхдальний шлюпочный поход по маршрутам освоения казаками верхнего Приобья летом 2016 года. Всего было пройдено более 1300 километров пути от стоянки казаков Петра Собанского на берегу Телецкого озера до г. Бердска. Было посещено более 20 объектов, связанных с историей сибирского казачества. Маршрут пересекал в нескольких местах пункты, входящие в туристический маршрут «Казачья подкова Алтая». Походники действовали в тесном взаимодействии с митрополиями Русской православной церкви и посетили по пути многие храмы и другие достопримечательности. Отчет о пройденном водном маршруте был опубликован. * * * Город Новосибирск относительно молод, но в его пределах, тем не менее, сохранилось или создано вновь много так или иначе относящегося к истории казачества. Первые градостроители Ново-Николаевска отдали дань памяти славным предкам-казакам. Так одна из центральных улиц была названа именем Ермака. В наше время она уже почти исчезла с карты города. С 2008 года новосибирские казаки (Ю.А. Фабрика и другие) высказываются о необходимости строительства в городе памятника Ермаку и казакам-первопроходцам, но пока инициатива не нашла поддержки, прежде всего финансовой. В честь казаков-первопроходцев Сибири планируется объявить памятником деревянный храм, строящийся на МЖК «Восточный» (настоятель протоирей Дмитрий Полушин). Его два престола будут освящены во имя святых, изображенных на знамени Ермака: Михаила Архистратига и воина Дмитрий Солунского. Памятник строится по мотивам Спасо-Зашиверской церкви (Академгородок) и Свято-Никольского собора в г. Харбине – последнего в XX веке существовавшего деревянного храма в стиле древнерусского северного зодчества. Именно в Харбине в 1945 году закончила своё существование последняя Сибирская казачья станица в изгнании. Волею судьбы один из её знаменитых сибирских казаков на закате жизни оказался в г. Новосибирске и похоронен на Заельцовском кладбище. Его перу принадлежат строки, ставшие гимном всей белой русской эмиграции: «… А за то, что нас Родина выгнала, мы по свету её разнесли!». Это сын полковника Сибирского казачьего войска (дореволюционного производства) Алексей Грызов, урожденный в станице Ачаирской (ныне Омская область). Отсюда его творческий псевдоним – Ачаир. В заключительной фазе Второй Мировой войны, советские войска вошли в русский город в Китае Харбин. Уже через несколько дней начались аресты бывших белых офицеров и казаков. Ачаир получил 10 лет лагерей и отправлен в СССР. После срока оставался на спецпоселении в посёлке Байкит, и только в 1959 году смог приехать в Новосибирск, где стал работать учителем пения в школе №29. Очень быстро стал популярен, известен, о нём писали в газетах и награждали (белого офицера и убеждённого антикоммуниста!) советскими грамотами. По моей инициативе и при помощи депутата горсовета С.В. Бондаренко началась многолетняя работа по строительству и согласованию установки мемориальной доски поэту-казаку в городе Новосибирске. Она была открыта на фасаде школы №29 в сентябре 2012 года. Автор – архитектор И.В. Смолякова. Благодаря хранительнице архива Ачаира в Новосибирске Н.М. Стоговой развёрнуты экспозиции, посвященные талантливому поэту, и в школьном музее, и в Центре истории новосибирской книги, а также найдены еще нигде не опубликованные стихи и некоторые его личные вещи. Улицы Новосибирска носят имена многих казаков и их потомков: Богдана Хмельницкого, Гоголя, Кочубея, Потанина, Карбышева и др. О последнем из упомянутых, генерале и Герое Советского союза рассказывают в музее истории Сибирского военного округа, расположенного в Гарнизонном доме офицеров по адресу: Красный проспект, 63. В музее СибВО развёрнута специальная экспозиция, посвященная истории сибирского казачества, как неотъемлемой части истории воинских формирований Сибири. Многие современники являются жертвователями в фонды музея различных предметов материальной культуры казаков. Некоторые памятники находятся и в других музеях города и области. В этой связи нужно упомянуть историко-архитектурный музей под открытым небом, который расположен на землях Барышевского сельсовета недалеко от новосибирского Академгородка. Он был создан в 1979 году по инициативе академика А.П. Окладникова. В настоящее время музей относится к Институту археологии и этнографии, расположенному в Академгородке. Экспозиция музея включает в себя археологические памятники сибирских народов, собранные со всей Сибири, примеры русского деревянного зодчества, реконструкции ловушек на зверя и т.п. Самый древний экспонат датируется 300000 лет до н.э., а главной «изюминкой» экспозиции по праву считается Спасо-Зашиверская церковь, построенная в 1700 году на реке Индигирке, и перенесенная под Академгородок в середине 1970-х гг. Именно для ее сохранения и был учрежден весь музей. Также на территории можно увидеть башни настоящего казачьего острога, сохранившиеся в первозданном виде до наших дней. Серьезный недостаток музея – это его труднодоступность, связанная даже не с удаленностью от города, а с тем, что попасть в него можно только в определенное время и только предварительно записавшись на экскурсию. * * * К сожалению, в Новосибирской области нет готового туристического продукта и соответствующей современной туристической инфраструктуры, посвященной казачьим истории и культуре. Тем не менее, при достаточном развитии территорий области и должной государственной поддержке, наша команда имеет необходимый потенциал и желание принять участие в развитии внутреннего туризма и популяризации краеведения в обществе, особенно среди молодёжи. Член Русского географического общества войсковой старшина Сибирского казачьего войска А.К. Кутник